В беседе с родителями и педагогами следует обращать их внимание на то, что состояния умственного утомления и переутомления преодолеваются ребенком труднее, чем состояние обычной усталости скелетной мускулатуры от
двигательной активности, спортивных нагрузок или физических упражнений. Здесь как раз речь идет о том, что ребенок в случае утомления «не не хочет, а не может» выполнять домашние задания, просьбы родителей и свои семейные обя- занности. Потребность отдохнуть, прилечь, уединиться, закрыться в комнате и побыть в тишине или послушать музыку – это не какойнибудь каприз или форма выражения протестного поведения, а требование организма, которому ребенок вынужден подчиниться. При этом его раздражает окружающая обстановка, а истощенная центральная нервная система вынуждает ребенка реагировать на чрезвычайные внешние раздражители плаксивостью, капризностью, криками, избеганием общения (замкнутостью). Нередко астения является поводом «ухода в болезнь» и причиной отказа от привыч-
ной двигательной и умственной активности, вплоть до невозможности сконцентрировать внимание, выполнить домашнее задание или прочитать книгу. В таких случаях ученики могут засыпать на уроках и периодически лежать на партах, потирая руками глаза и лоб.
Психологи называют этот видимый внешний рисунок поведения детей результатом «охранительного торможения» в центральной нервной системе, а учителя и родители, не понимая психофизиологической сущности происходящего, –
отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением, ленью, а в лучшем случае – отвлечением внимания или игнорированием учебных заданий. Поэтому в дневниках таких «бездельников» часто ставятся «двойки» и «тройки». Вследствие этого возникают дидактогенные неврозы, обусловленные нарушением педагогического такта по отношению к школьнику со стороны учителя. Затем у детей появляется стойкий негативизм к школе или коллективу, к учебному пред-
мету, учителю-предметнику, классному руководителю, что обостряет чувствительность ребенка и к другим психотравмирующим факторам образовательной среды. Развитие болезненной дидактогенной цепочки, включая неправильное обращение с детьми на уроках и во внеурочное время, завершается школьной дезадаптацией.
В терапии астенических состояний лежат два основных подхода. В первую очередь рекомендуется тщательное соблюдение детьми режима сна и бодрствования. Чрезвычайно важна смена видов деятельности (активности): учебной (умственной, пассивной) и физической (спортивной, игровой, подвижной), а также оптимизация рациона питания.
Включение в жизнь ребенка физических нагрузок, лучше всего – занятий каким-либо видом спорта, объясняется тем, что большинству ребят нравится становиться более ловкими, сильными, смелыми, здоровыми и счастливыми от личных спортивных достижений и красивыми из-за изменений, происходящих в теле. Общий положительный эмоциональный
настрой оказывает существенную помощь в преодолении дезадаптации в рамках терапии астенических состояний. Однако чрезмерное увлечение спортом, которое чаще всего происходит под психологическим давлением родителей, нередко желающих получить от своих детей нечто большее, чем просто улучшение их физической формы, оздоровления и хорошего
настроения, влечет за собой психическое перенапряжение, характеристики которого (по Г.Д. Горбунову, 2007) представлены в таблице.
В рационе питания должны обязательно присутствовать полноценный белок (мясо, соя, бобовые, индейка), содержащие триптофан-продукты (хлеб грубого помола, сыр, бананы), полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, особенно витамины группы В (яйца, печень), и минералы. Рекомендуется черная смородина, плоды шиповника, облепихи, черноплодной рябины, цитрусовые, яблоки, киви, клубника, овощи, фруктовые соки и витаминные чаи. Этиотропная терапия астенических состояний включает в себя лечение основного заболевания, психолого-педагогическую коррекцию с
устранением психотравмирующей ситуации, психотерапию. Медикаментозная терапия состоит в назначении комплекса препаратов (общетонизирующие средства растительного происхождения, витаминотерапия, ноотропные препараты, нейропротекторы, метаболические и ангиотропные средства, стимуляторы).